![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Бодибилдинг

Современные остроспециализированные виды спорта имеют давнюю историю. По мнению историков спорта, тяжелая атлетика, силовое троеборье (Powerlifting), культуризм, бодибилдинг, многие упражнения, используемые в других видах спорта как вспомогательные, уходят корнями к силовым упражнениям, известным уже в древности.
Древние письменные источники, рисунки, мозаики и барельефы говорят о том, что в Древнем Египте, Китае, Ираке, античной Греции существовала культура демонстрации мужчинами своей силы. На закате правления династии Чу (1122-249 г.г до н.э.) в Китае новобранцев испытывали на способность поднимать тяжести.
Хорошо известен культ тела и силы, существовавший в античной Греции. Достижения атлетов того времени просто невероятны. Великий Теаган (3 столетие до н.э.) в девятилетнем возрасте поднял и перенес на немалое расстояние бронзовую статую. Славились своей силой и жители провинции Кротон, откуда родом был самый прославленный античный атлет Милон. С четырехлетним быком на плечах Милон мог пройти полный круг на стадионе в Олимпии. С юных лет Милон тренировался, беря на плечи теленка и проделывая этот путь. Молодой теленок и юный атлет взрослели вместе, с ростом веса одного росла сила другого. Не без оснований Милон считается отцом основополагающих принципов роста силы — систематичности, поэтапного наращивания нагрузок, нацеленности на перспективу. При раскопках в Олимпии был найден каменный блок весом около 143 кг. и высеченным на нем текстом. Текст повествовал о том, как некто Бибон поднимал камень одной рукой. В Санторине обнаружен огромный камень, также подписанный. Относящаяся к IV веку до н.э. надпись сообщает, что некий Эумаст, сын Критобула, отрывал камень от земли. В античном мире влияние Греческой культуры распространялось и на Римскую империю. На заре нашей эры в трактате “Ad Lucilium Epistulae Morales” (Нравственные письма к Луцилию) Сенека рекомендовал тренировки с отягощениями. Томас Эллиот в одной из книг советовал молодым людям «работать с оловянными отягощениями, метать тяжелые камни или жерди». Первый силовой рекорд в Англии принадлежит Томасу Топхэну, поднявшему в 1741 году три наполненных водой бочки общим весов 816 кг. с помощью переброшенных через плечи ремней.
В истории нового времени также немало впечатляющих достижений. Большинство из них принадлежит атлетам XIX столетия. Многие из них были массивны и малоподвижны и отличались грубой силой. Наиболее известным атлетом XIX века был Луис Сир из Канады. В 1886 году 23-летний Сир, весивший 136 кг. победил американца Ричарда Пеннела (40 лет, 81 кг).
Луис Сир считается первым спортсменом, который начал использовать жим лежа на скамье. Он показывал такие результаты: 124 кг. жим одной рукой, 150 — двумя; 447 кг. становая тяга одной рукой, 860 — двумя; становая тяга одним пальцем — 247 кг. А результат Сира в приподнимании веса — 1950 кг. — остается самым высоким в современной истории силовых упражнений. А вот некоторые из достижений тех лет в силовой выносливости: Уильям Коутуре (67 кг.) выжал одной рукой 50-килограммовую штангу в 1892 году; Хенри Сартериал в 1897 году — 118 жимов попеременно одной рукой, штанга 33 кг.; Джилмен Лоу, 1903 год — с помощью особого устройства поднял на спине груз весом в 453,6 кг. 1006 раз в течение34 минут 35 секунд. Этот рекорд был побит в 1907 году Лу Тревисом — тот же вес был поднят 1000 раз за 9 минут!
На рубеже веков мода на грубую силу и гориллообразных атлетов стала идти на убыль. Неорганизованные силовые упражнения уступили место новым видам спорта — тяжелой атлетике, бодибилдингу.
Родоначальником культуризма считают Юджина Сэндоу. Он, будучи силачом старого типа, одним из первых пришел к мысли о значении красивого сложения тела. Вклад Сэндоу в разработку методики силового тренинга невозможно переоценить. Им была аргументировано обоснована необходимость постепенного увеличения нагрузки путем увеличения веса снарядов и возрастания числа повторений. Идеи Сэндоу послужили основой для дальнейшего усовершенствования методики упражнений с отягощениями и разработки снарядов для них. За время одной тренировки спортсмен выполнял множество различных упражнений, так как каждое выполнялось лишь в одном подходе. Теодор Зиберт ввел два подхода к упражнению в 1907 году. Это стимулировало развитие новых силовых возможностей. Согласно методике Зиберта тренировки проводились трижды в неделю. 1-я неделя — упражнения на верхнюю часть тела, по 5 повторений. Каждую неделю добавляли по одному повторению, пока их число не достигало 10-20 на каждое упражнение. После этого увеличивали вес штанги и снова начинали с 5 повторений.
Бизнесмен и издатель Бернар Макфалден возвел физические занятия в ранг едва ли не религии. Макфалден был типичным фанатиком, помешанным на здоровье. Он стал организатором целого ряда конкурсов на звание «Мужчина с самым совершенным телосложением в Америке», проводившихся в Медисон Сквер Гарден. В 1903 году победитель первого из них получил высокое звание и приз — тысячу долларов. В 20-30-е годы XX века стало очевидным, что физическое развитие и здоровье тесно взаимосвязаны, а оптимальный способ совершенствования мускулатуры — упражнения с отягощениями. Несмотря на это, немало атлетов считали упражнения с отягощениями неэффективным средством достижения гармоничного развития, проигрывающем в этом другим видам спорта.
Как бы то ни было, конкурсы на лучшее телосложение проводились и дальше. Их участниками становились представители различных спортивных дисциплин — пловцы, тяжелоатлеты, боксеры. Оценивалась сила и владение телом. Красота тела становилась все более значимым критерием оценки, что давало преимущества тяжелоатлетам. Для изменения очертаний тела занятия с отягощениями подходили куда лучше остальных видов тренинга. 1940 год стал годом первых соревнований именно по бодибилдингу. Титул «Мистер Америка» завоевал Джон Гримек. Основным методом его тренировок было поднятие тяжестей. Новый чемпион полностью опроверг постулат о невозможности достижения высоких результатов с помощью занятий с отягощениями. В 1943 году звание «Мистер Америка» было присвоено Кларену Россу, который, по мнению многих, был первым настоящим культуристом. Росс и сегодня украсил бы собой любую спортивную арену — тонкая талия, отлично развитые плечи, голени и брюшной пресс. В то время уже существовало различение поднятия тяжестей как способа развития физической силы, и занятий с отягощениями как пути к совершенству пропорций тела.
Однако как вид спорта бодибилдинг еще не достиг популярности. Имена чемпионов не были известны в широких массах до появления Стива Ривза. Ривз появился в нужное время в нужном месте. Он был великолепно сложен и весьма привлекателен. Завсегдатаи «мускульных пляжей» тех лет вспоминают о толпах, сопровождавших Ривза во время его неспешных прогулок. Впервые увидев Ривза, люди останавливались и смотрели, разинув рот. А посмотреть было на что:
1 метр 85 см. — рост; 96 кг. — вес; 1 м. 35 см. — грудная клетка; 48 см. — диаметр бицепса; 76 см. — окружность талии; 46 см. — голень.
Ривз, обладая титулами «Мистер Америка» и «Мистер Вселенная», стал кинозвездой. Он сыграл главные роли в фильмах «Геркулес», «Пират Морган», «Багдадский вор». Бодибилдинг еще не считался видом спорта, а атлеты нередко становились объектами насмешек. Но после появления на большом экране Стива Ривза отношение к бодибилдингу и спортсменам резко изменилось. По всему миру выстраивались очереди у кинотеатров, поклонники рвались в залы, чтобы увидеть своего кумира. Именно Ривз сделал бодибилдинг популярным видом спорта, и эта популярность растет и сегодня.
Бокс

Начальной датой истории бокса обычно считается 1719 год. Разумеется, эта дата условна: столь традиционный вид спорта не мог возникнуть в течение одного года. На самом деле 1719 год фиксирует не момент рождения бокса, а всего лишь факт признания искусного, мощного и очень популярного борца, фехтовальщика и боксера Джеймса Фигга сильнейшим кулачным бойцом во всей Англии. С того года англичане непрерывно ведут счет своим чемпионам.
Первый чемпион страны не мог появиться вдруг, он впитал спортивный опыт не одного поколения боксеров. Действительно, боксерские поединки проводились в Британии еще в XIII веке. А один из первых в мире спортивных репортажей был помещен в январском номере английской газеты “Протестантский Меркурий” за 1681 год: “Вчера состоялся матч бокса перед герцогом Альбемаровским между его грумом и мясником. Первый выиграл приз, так же как неоднократно это делал и раньше, так как считается, несмотря на свой маленький рост, наиболее искусным в этом упражнении во всей Англии”. Назвать имя чемпиона газета сочла излишним. Необходимым и вполне достаточным было привести фамилию его аристократического повелителя. Однако истоки бокса уходят в более далекое прошлое. Известные до недавних пор сведения о боксе как спорте касались Греции и относились к Х веку до нашей эры. Последние открытия позволили значительно отодвинуть эту границу в глубь времен. Американский археолог доктор Спенсер обнаружил в окрестностях Багдада две небольшие каменные плитки с изображениями борцов и боксеров. По оценке специалистов, им не менее 5 тысяч лет, а обнаружены они в руинах храма, построенного около 3 тысяч лет до нашей эры.
Если говорить о Древней Элладе, то в многочисленных греческих легендах довольно часто упоминаются герои, прославившиеся мастерским владением кулаком. По некоторым преданиям, зачинателем боя на кулаках был мифический афинский герой Тезей. Древний философ Платон считал отцом кулачных боев короля Амыкуса - сына бога морей Посейдона и нимфы Мелии. Амыкус, как гласит предание, отличался весьма неприятными манерами он не выпускал из своего королевства ни одного чужеземца, предварительно не встретившись с ним в кулачном бою. В конце концов драчливый король поплатился жизнью во встрече с Полидеуксом.
О популярности бокса в Древней Греции свидетельствуют также фигуры боксеров, искусно изображенные на вазах и кубках. Интересно упоминание в XIII книге 'Эллады' о том, что кубки в те времена вручались побежденным боксерам для их утешения, то есть имели назначение, противоположное сегодняшнему.
В Древнем Риме больше других прославились боксеры Глаукос и Меланкомас. Последний применял своеобразную “тактику” ведения боя. В начале поединков он не наносил своим противникам ни одного удара, не подпускал их близко к себе, держа все время руки вытянутыми перед собой. В нападение он переходил только тогда, когда его партнер уставал от продолжительных и бесполезных атак. Большим любителем бокса был римский император Калигула, который из Африки вывозил силачей, организовывал бои между ними и в награду победителю отдавал невольницу. Несмотря на предполагаемую популярность, бои на кулаках в программе древних Олимпиад появились довольно поздно -только на 23-х играх. Первым олимпийским чемпионом был грек Ономастус. Великий поэт Пиндар воспел боксера Диагороса из Родоса, который в молодости был победителем на Олимпийских играх, а позднее, став свидетелем награждения на играх двух сыновей, от волнения и счастья умер у них на руках.
Другой греческий поэт - Элиан - прославлял мужество Эуридамаса. У этого спортсмена крепким ударом были выбиты зубы, но он, чтобы не выдать себя, проглотил их. Обманутый таким образом соперник пал духом и проиграл. Одним из самых славных боксеров Древней Греции был Тагенес. Было подсчитано, что он победил в 1425 встречах. Современные статистики бокса могут подтвердить, что этот рекорд не побит до сего дня. В историю древних Олимпиад навсегда занесено имя Тисандроса из Накоса (Сицилия), потому что он в VI веке до нашей эры одержал победы в кулачном бою на следовавших одна за другой четырех древних Олимпиадах - 60, 61, 62 и 63-й.
Первые боксерские бои велись голыми кулаками, позднее кулаки (чтобы предохранить их от повреждений) начали обвертывать ремнями, которые и явились прообразом боксерских перчаток. Однако жаждавшие крови зрители римского цирка не были вполне удовлетворены таким “нововведением”, и на ремнях появились узлы, напоминающие пуговицы, которые впоследствии были покрыты оловом и латунью и, наконец, металлическими кольцами. Так был сделан кастет.Со времени падения Рима в I веке нашей эры исчезли и сведения о занятиях боксом. Англичане утверждают, что бокс возродился в Англии в XIII веке. Однако изучение исторических документов нашей родины показало, что кулачные бои на Руси бытовали еще в XI веке. О них есть упоминание в летописи Нестора 'Повесть временных лет' (1068 г.), в “Кормчей митрополита Кирилла” (1274 г.) и других литературных источниках.
Русские кулачные бои,- писал Г. Фомин, историк XIX века,- B том виде, в каком они происходят сейчас, -это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и “корни его теряются в глубокой старине”.В России было два вида кулачного боя-одиночный и массовый Одиночный бои назывался “сам на сам” и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления. Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой-тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали кричали ему “Лежачего нe бьют!” Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с “подножки”, наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы. Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала - крепостной графа Орлова- Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.
Описания старинной славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей М Ю Лермонтова, С Т Аксакова, А Е Измайлова, Н Г Помяловского, Г И Успенского, А М Горького и других. Надо отметить что русские кулачные бои ни по форме ни по содержанию не были похожи на английские они никогда не были платным зрелищем.
Дзюдо

Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род с сильнейшей представительницей противоположного пола. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и инстинкта агрессии, а также прекрасным способом самореализации и воспитания.
Дзюдо, сформировалось на основе дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.
Существует древняя легенда, буд-то бы врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Широбеи Окаяма наблюдал за сильным снегопадом, сидя у окна в своей комнате. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилсь. «Поддаться, чтобы потом победить!» - воскликнул Окаяма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности. 28 октября 1860 года в местечке Микаге, неподолёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будующее. Именно он — Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо. С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем- весил всего лишь 50 кг. Обладая огромной силой воли Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал — именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой. Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано : «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.
Датой рождения дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» - «встреча»). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглафа, означающие «мягкий путь». По нынешним меркам помещение размером 4 х 6 меторв школой назвать трудно, но первые ученики, а их было 9 человек, умудрялись постигать азы дзюдо именно в таком тренировочном зале «Дожо».Сегодня всемирно известная школа «Кодокан» - это многоэтажное здание в Токио, площадь татами там превышает 1100 квадратных метров, это место паломничество дзюдоистов всего мира, число окончивших эту школу и прошедших там курсы превышает миллион человек.
Но не только спортивную и оздоровительную направленность проповедовал Д. Кано, очень большое значение он придавал процессу воспитания и процессу образования в дзюдо. Именно этим выгодно отличается дзюдо от большинства других видов спорта. По мысли Кано, дзюдо должно стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».
Непростыми были годы становления дзюдо. Огромная конкуренция была вызвана ещё и тем, что Япония взяла курс на демилитаризацию и огромное количество бывших военных возглавили различные клубы, школы и направления восточных единоборств. Каждый доказывал преимущество своей школы, своего направления. В 1886 году с разрешения Министерства просвещения Японии был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзютсу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда , что ДЗЮДО — ЛУЧШИЙ ВИД ЕДИНОБОРСТВ!
В 1889 году Кано развернул деятельность по продвижению в Европе, лично открыв первую школу за рубежом, во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя. Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор. Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» продолжило своё шествие по планете, надеемся необратимо.
Со временем развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.
В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом был избран единственный сын Дзигоро Кано, Рисеи Кано. В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны. В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр. На сегодняшний день членами Международной федерации являются 182 страны. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только лёгкой атлетике и футболу.
Аэробика

Как известно, аэробика – это ритмичные движения под музыку, которые стимулируют работу различных систем организма. А также отличный способ похудеть и поднять себе настроение.
Откуда же берет свое начало аэробика?
Предшественницей всех существующих ныне видов ритмических упражнений является греческая орхестрика. Это один из видов греческой гимнастики танцевального направления. В конце XIX - начале XX века возникает новое направление в гимнастике, начало которому дает французский физиолог Ж.Демени. Гимнастика по Ж.Демени – это, прежде всего, естественные движения. Огромное значение придается ритму и гармонии движений, гибкости и ловкости. За основу берется правильная техника выполнения движений – это напряжение необходимых групп мышц и расслабление второстепенных. Согласно Ж.Демени все движения должны быть непрерывными, амплитудными и делаться по всем направлениям.
Последователем Демени была Б.Менсендик, разработавшая женскую функциональную гимнастику. В основу гимнастики Б.Менсендик положены ритмичные движения, которые непосредственно связаны с ритмом дыхания, что является важной функцией организма. Развитие силы, укрепление здоровья и воспитание искусства движения являются основными задачами Б.Менсендик.
Родоначальником так называемой "выразительной гимнастики", появившейся в XIX веке является Ф.Дельсарт. Система его занятий подразумевала под собой умение красиво и выразительно петь, владение мимикой, жестами, движениями и позами. Сама Айсидора Дункан была последовательницей этого направления.
В начале XX века популярность приобретает "ритмическая гимнастика", первооткрывателем которого считается Э.Жак-Далькроза. Этому человеку принадлежит открытие чувства ритма в физической деятельности человека. На основе сформированного опыта, в Москве начинают открываться различные студии танца, которые в дальнейшем занимаются подготовкой преподавателей гимнастики для школ и техникумов. В 60-х годах формируется новое направление – джаз-гимнастика. Основоположником джазового направления считается М.Бекман. В качестве музыкального сопровождения используется джаз. В 70-х годах появляются аэробные танцы, которые ближе всего стоят к современной аэробике по структуре и содержанию занятий. Основоположником данного вида аэробики является Дж.Соренсон.
Сам термин "аэробика" появился в 1960 году благодаря К.Куперу, который проводил исследования по аэробной тренировке военно-воздушных сил США. Свое начало он берет от слова "аэробный", что означает идущий с участием кислорода. Джазовая аэробика все больше охватывает Европу, а в Америке в этот период формируется новое направление – аэробические танцы. Голливудские актрисы - ведущие телевизионных аэробических передач, все больше популяризируют аэробику. На рубеже 80-90 гг. возникают новые направления – слайд, степ, аква-аэробика и др.
Аэробика сегодня является одним из видов гимнастики, сформированной на основе греческой гимнастики и вобравшей в себя различные элементы европейской школы, востока, а также хореографической и танцевальной подготовки.
Благодаря разнообразию и постоянному обновлению ассортимента программ по развитию выносливости, гибкости, координации движений, своему современному музыкальному сопровождению, аэробика в течение двух десятилетий удерживает лидирующие позиции в рейтингах среди других видов оздоровительной гимнастики.